das_gift


Живописный склад monpansie


Previous Entry Share Next Entry
Доменико Венециано (Domenico Veneziano)
das_gift
Доменико Венециано (Domenico Veneziano) (примерно 1410 – 15 мая, 1461).

Доменико Венециано - художник, про которого трудно что-либо развернуто написать - даже "всезнающий" Вазари поместил его в общую тему с Андреа дель Кастаньо, рассказав только, что Венециано был для Флоренции чужаком, приезжим, "неродным" ( на это, впрочем, вполне явственно указывает и "фамилия" художника). Рассказывает еще, что и во Флоренцию-то его пригласили "ради нового способа писать маслом", которым тот якобы владел, а еще упоминает некоторые работы, пересказывает трагическую и почти детективную - кстати, интересную, но, вряд ли, столь же доподлинную, как интересную - историю о фальшивой дружбе Кастаньо с добряком Доменико - выведывание секретов, злобная зависть и и как итог - убиение несчастного венецианца свирепым флорентийцем. Вот так вот.

Работ же Доменико Венециано сохранилось очень мало, а подписанных еще меньше - всего две.
Но обо всем по порядку.

Полное имя художника Доменико ди Бартоломео да Венеция. Он - один из основателей флорентийской школы XV века.
Почти ничего не известно о рождении и детстве художника, хотя, предполагают, что он родился в Венеции, на что указывает и его фамилия , там же и учился. Еще мальчиком Доменико переехал во Флоренцию (в 1422-23 гг.), чтобы стать учеником Джентиле да Фабриано - тоже по предположениям. Есть подозрения, что Венециано работал с Пизанелло в Риме примерно в 1423-30 гг.
Первые достоверные сведения о Доменико Венециано сохранились в письме* (само письмо приводится ниже), отправленном им 1 апреля 1438 года из Перуджи во Флоренцию, в котором он предлагает семье Медичи свои услуги как живописец.

Подписанных работ мастера, действительно, всего две.

Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (или, как вариант, Мадонна с младенцем на троне и Бог-отец ) (Национальная Галерея, Лондон.)


Мадонна с младенцем. 1435г. Доменико Венециано. Фреска, перенесенная на холст. Национальная галерея, Лондон.

Вторая — и самая знаменитая - часть Алтаря Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) (шесть пределл алтаря ныне хранятся в музеях Европы и США) - алтарный образ Мадонны на троне с Иоанном Крестителем, святыми Франциском, Зиновием и Лючией ( первоначально находилась в церкви Санта Лучия деи Маньоли, в галерею Уффици ее перенесли позднее). В Алтаре Святой Лючии Венециано показал себя мастером перспективы и пластичного построения фигур. Художник испытывал большой интерес к решению колористических задач - использовал цвет для выражения эмоциональных оттенков. Собственно, именно Алтарь святой Лючии обладает крайне необычной и непривычной в время палитрой для темперы - это и заставило Вазари написать, что работа была написана маслом - по той самой секретной методике, столь желанной для изверга Кастаньо. Но, кстати, сам убивец Андреа дель Кастаньо умер от чумы в 1457 году - на четыре года раньше убитого им Венециано.


Мадонна с младенцем в окружении святых. 1445г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.


Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.


Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.


Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Части пределлы этого алтаря ныне хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне ( Стигматизация св. Франциска , Иоанн Креститель в пустыне ), музее Фицуильям в Кембридже ( Благовещение , Чудо св. Зиновия*) и Государственном музее, Берлин ( Мученичество св.Лючии *).


Стигматизация святого Франциска. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Святой Иоанн в пустыне. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Сочетание почти античного облика святого, изображенного вразрез с традициями в образе прекрасного обнаженного юноши и каменистых с острыми краями холмов - чрезвычайно гармонично и естественно. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям).


Благовещение. ок. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Музей Фицуильям, Кембридж.


Мученичество святой Лючии. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Государственные музеи, Берлин.

Между 1439 и 1441 годом мастер создает свою работу Поклонение волхвов .

Первый план заполнен фигурами так, что почти не осталось просвета между ними - это прием, который применяли в пейзажных формах художники треченто. Использовали его и художники кватроченто - как раз в этом случае.Композиция вписана в круговое поле рондо. Отдельные части картины напоминают "Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано (вторая сверху иллюстрация) - это относится к любовному перечислению деталей одеяний людей, это тщательное прорисовывание травинок и цветов на первом плане, это и скрупулезно написанные крылья птиц. Но налицо перемена в передаче пространства. У Джентиле да Фабриано, несмотря на пристальное внимание к деталям второго и третьего плана - картинное поле условно- оно все еще своеобразное декоративное обрамление. У Доменико Венециано пространство ощущается вполне реально. Взгляд движется не снизу вверх по условным зонам словно по ступеням, а от одного плана к другому вглубь, причем дальние планы не теряются в темноте, а словно мягко тают, усиливая иллюзию пространства.


Поклонение волхвов. 1439-43гг Доменико Венециано. Государственные музеи, Берлин.

Доменико Венециано приписывают также фрески "Святой Франциск и Иоанн Креститель" (церковь Санта Кроче, Флоренция), три картины "Мадонна с младенцем" (бывшее королевское собрание, Румыния, собрание Беренсон, Флоренция и Национальная галерея, Вашингтон), а также женские портреты в музеях Милана, Флоренции, Берлина, Лондона.


Святой Франциск и Иоанн Креститель. 1454г Доменико Венециано. Фреска, Музей делла Опера, церковь Санта Кроче, Флоренция


Мадонна с младенцем. После 1435-37 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Коллекция Беренсона, Флоренция.


Мадонна с младенцем. После 1447 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Портрет девушки. Доменико Венециано. Музей Польдо Пеццоли.


Портрет молодой женщины. Ок. 1465г . Доменико Венециано. Картинная галерея, Берлин.

В период с 1439-45 гг. художник работал над росписью капеллы Портинари в госпитале Санта Мария Нуова во Флоренции, а его помощниками были Пьеро делла Франческа и Биччи ди Лоренцо. В 1445 художник по неизвестной причине прекращает работать и позднее его работу завершают Алессо Бальдовинетти и Андреа дель Кастаньо. Эти фрески не сохранились - весь цикл был уничтожен в XVIII веке.

Доменико Венециано вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызывали в Перуджу, чтобы консультировать Бенедетто Бонфильи*, который расписывал там Палаццо деи Приори. В 1457 году Доменико все еще продолжал консультировать художников.
Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.

Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа.
Умер Доменико Венециано в 1461 году во Флоренции, там же и похоронен.


Самое любимое для меня тут - это женские портреты, эти фарфоровые профили, эти реальные люди в нереальности художественного мышления, восприятия, чего хотите. В них что-то оригинальное, незнакомое, непривычное, живое, нежное, привлекающие внимание помимо воли - сюжетные полотна просматриваешь и рассматриваешь, а на эти - засматриваешься.
Посадка головы как у мраморных статуй и кожа такая же гладкая как камень - казалось бы! - но только она теплая, мягкая, даже, наверное, пахнет чем-нибудь - духами, цветами - неважно насколько это далеко от реальности или близко к ней - ты все придумаешь сам, намечтаешь и оживишь - все сам.
- das_gift


1. * ПИСЬМО

Пьетро Медичи. Перуджа, 1 апреля 1438 г.

Достойнейший и доблестный муж!

Засвидетельствовав мое достодолжное почтение, извещаю Вас, что я, слава богу, здоров и очень желал бы и Вас видеть здоровым и веселым. Я очень много и часто спрашивал о Вас, но никогда мне не удавалось ничего узнать, за исключением того случая, когда я спросил Мауро Донати [manno Donati]; он мне сказал, что Вы находитесь в Ферраре и вполне здоровы. Это очень утешило меня. И если бы я раньше знал, где Вы находитесь, то я написал бы тогда же ради собственного утешения и долга. Правда, в моем низком положении не полагалось бы писать Вашей милости, но моя совершенная и верная любовь к Вам и ко всем Вашим внушает мне храбрость писать Вам, если принять во внимание, как сильно я к Вам привязан и Вам обязан.

Тут я слышал, что Козимо решил заказать алтарный образ и хочет получить великолепную работу. Это мне очень нравится и понравилось бы еще больше, если бы оказалось возможным мне получить эту роспись при Вашем посредстве. И если так случится, то я, полагаясь на бога, смогу Вам показать удивительные вещи, хотя у нас и есть прекрасные мастера, как фра Филиппо и фра Джованни 1, которые сейчас завалены работой. В частности, фра Филиппо занят сейчас одной картиной, предназначаемой для Сан Спирито, которую, работая денно и нощно, он не закончит и в пять лет, так велика работа. Но как бы там ни было, мое горячее и доброе желание служить Вам дает мне смелость предложить себя Вам. И если я это сделаю не так хорошо, как кто бы то ни было другой, то я готов быть связан всяким заслуженным исправлением; и пусть всякий попробует сделать для этого соответствующую пробу, так что нужно будет почтить выбором кого-нибудь одного.

Если же работа окажется так велика, что Козимо решит поручить ее многим мастерам, или же скорей одному, чем другому, то я прошу Вас, поскольку слуге возможно просить господина, будьте так добры, замолвите за меня словечко и помогите мне получить работу над какой-либо одной частью. И если бы Вы знали мое горячее желание сделать какую-нибудь исключительную работу, в особенности для Вас, то Вы окажете мне в этом покровительство. Я уверен, что со своей стороны в долгу не останусь. Прошу Вас, сделайте для этого все возможное, так как я Вам обещаю, что Вы приобретете славу от трудов моих.

Ни о чем другом я сейчас не буду говорить, — за исключением того, что если я отсюда могу быть Вам чем-нибудь полезен, то приказывайте мне, как своему слуге. И еще прошу я Вас, не откажите дать мне ответ относительно картины, о которой выше шла речь 2. Но прежде всего сообщите мне о своем здоровье, чего я горячо желаю превыше всего. Христос да хранит Вас и да исполняет он все Ваши желания.

Ваш самый верный слуга Доменико из Венеции, живописец, поручает себя Вам. В Перудже, 1438 г., 1 апреля.


Письмо Доменико Венециано к Медичи написано в почтительном и, одновременно, фамильярном тоне, как будто он уже был хорошо знаком со своим корреспондентом. Кроме того, это письмо показывает хорошую осведомленность художника о состоянии флорентийского искусства того времени; он знал,например, что Филиппе Липпи работал в те годы над алтарем Барбадори(Париж, Лувр) и что Фра Анджелико был занят многочисленными заказами. Он надеялся, что Козимо Медичи поручит ему исполнение алтаря. Возможно, Доменико познакомился с Медичи в Венеции (где Козимо находился в ссылке в 1433-1434), а сведения о флорентийской художественной жизни могли проникнуть в Умбрию после того, как в 1437 в церкви Сан-До-менико в Перудже была помещена алтарная картина Фра Анджелико. Быть может, однако, что художник познакомился с Медичи в самой Флоренции и имел прямой контакт с флорентийс-кой художественной средой, благодаря своему пребыванию в этом городе прежде.

2. * Зиновий Святой (лат. Zenobius, итал. San Zanobi — Богоугодноживущий , ? — ок. 417) — святой католической церкви, епископ Флоренции. Легенда рассказывает, что, когда гроб святого переносили в церковь Санта Репарата, им случайно задели высохшее дерево, и оно тут же зазеленело. На этом месте теперь стоит Баптистерий (Флоренция). В жизнеописании святого рассказывается о случае оживления им маленького мальчика, которого переехала телега, запряженная волами. Св. Зиновия Флорентийского можно узнать по его атрибутам — расцветшему дереву, лилии (ирису) — эмблеме Флоренции — или макету города, который епископ держит в руках.

3.* Святая Лючия происходила из города Сиракузы на Сицилии. Древнейшее жи­тие святой да­тируется пятым веком. Согласно этому житию, Лючия происходи­ла из благородной семьи. Была просватана за юношу из такой же благородной семьи. Но Лючия отправилась в паломничество ко гробу св. Агаты, чтобы испросить у неё здоровья для своей ма­тери, святая Агата явилась ей и предсказала мученическую смерть, посовето­ва­в приготовиться к ожидавшей её жертве. Вернувшись домой, Лючия отказалась от намерения выйти замуж, раздала всё своё име­ние бедным и принесла обет по­жизненного целомудрия. Неудавшийся жених донёс на неё властям, как на христи­анку, её схватили и приня­лись пытать, когда же никакие муки не сломили героиче­ской девы, её обезглавили мечом. В иконографии св. Лючию изображают в римской девичьей одежде с пальмой муче­ничества в руке и с блюдом, на котором лежит пара глаз. Это связано с древней ле­гендой, согласно которой у святой были такие большие и прекрасные глаза, что при­влекали к себе все­общее внимание. Видя, что её глаза вызывают восхищение да­же у па­лачей, она велела их выколоть. Атрибуты св. Лю­чии: лампа, меч, пальма мученичества, пламя у стоп, выколотые глаза на блюде, стилет.

4. * Бенедетто Бонфильи (Benedetto Bonfigli) (1420–1496) - итальянский художник, родился в Перудже. Также известен как Буонфильо. Был учителем художника Пеьтро Перуджино (Pietro Perugino)/ Самая рання его работа Благовещение (находится в Перудже). Также известна серия фресок в Палаццо дель Консильо ( тоже в Перудже), которая представляет жития святого Людовика Тулузского и святого Геркулана.


Благовещение. Бенедетто Бонфильи.

  • 1

Портрет молодой женщины

С детства помню стоявшую у нас за стеклом книжного шкафа репродукцию этого портрета из Берлинской галереи.
Несколько лет назад в Венеции, сидя в вапоретто, в упор разглядывал молодую блондинку в джинсовом костюме на противоположной скамейке. Раздосадованная такой наглостью, девушка сжала губы и отвернулась к окну. Передо мной предстал знакомый профиль с картины Венециано!
Через пять веков венецианка из Ренессанса явилась мне - на этот раз в хиповом прикиде.
Хочется продолжить текст этого поста. "Посадка головы как у мраморных статуй и кожа такая же гладкая как камень - казалось бы! - но только она теплая, мягкая, даже, наверное, пахнет чем-нибудь - духами, цветами - неважно насколько это далеко от реальности или близко к ней - ты все придумаешь сам, намечтаешь и оживишь - все сам." Да вот и не сам, а ОНА САМА в этой реальности...

Re: Портрет молодой женщины

Да, я тоже обратила внимание на эти оба портрета профильных. А Вы заметили, что на втором портрете голова-то вполне в профиль, а торс слегка развернут к зрителю? И вообще все эти профильные портреты, что мужские, что женские – какое-то в них необыкновенное благородство.

  • 1
?

Log in