das_gift


Живописный склад monpansie


Previous Entry Share Next Entry
Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo)
das_gift
Дата рождения Джованни ди Паоло неизвестна, она установлена на основании документа, в котором впервые фигурирует его имя — он датирован 1423 годом. Произведения, которые Джованни ди Паоло создал до 1426 года не сохранились. Самое раннее из известных произведений Джованни — так называемый "Полиптих Печчи" (1426 г.) В его центре находилась картина «Мадонна с ангелами» (ныне в Кастельнуово Берарденга, Препозитура), по бокам створки с изображением «Св. Доминика» и «Иоанна Крестителя» (ныне Сиена, Пинакотека), а в нижнем ряду евангельские сцены пределлы — «Воскрешение Лазаря», «Несение креста», «Снятие с креста» (Балтимор, Галерея Уолтерса), и «Распятие» (Альтенбург, Музей Линденау).


Распятие. 1430-35гг. Джованни ди Паоло. Линденау-Музей, Альтенбург.


Распятие. Деталь.1430-35гг. Джованни ди Паоло. Линденау-Музей, Альтенбург.

Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях Джованни ди Паоло разные реминесценции из творчества художников-современников Джованни или сиенских мастеров первой половины XIV века (в качестве «доноров», у которых Паоло ди Джованни заимствовал те или иные элементы, приемы или некий творческий дух, приводятся имена Таддео ди Бартоло, Грегорио ди Чекко, Джентиле да Фабриано, Сассетта, Симоне Мартини, и Амброджо Лоренцетти), этот мастер создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.
Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни ди Паоло отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру (например, работа
"Святая Клара спасает потерпевших кораблекрушение", Государственный музей, Берлин) - (буквальность спасения так поразила наблюдающих? святая прямо собственными руками спасает утопающих - das_gift -) - не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники — экспрессионисты и сюрреалисты. Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни, был равнодушен к флорентийским художественным новациям, да и новшества, привнесенные в XV веке в сиенскую живопись, в частности, Сассеттой, оказали на произведения Джованни ди Паоло лишь формальное воздействие. Например, в сценах пределлы «Полиптиха Фонди» (1436 г. «Распятие», «Введение во храм», «Бегство в Египет» — Сиена, Пинакотека; «Поклонение волхвов» — Оттерло, музей Крёллер-Мюллер) мотивы, будто бы заимствованные у Сассетты, трансформированы в ирреальные, готические мотивы, с пейзажами, напоминающими фрески Амброджо Лоренцетти.

Photobucket
Святая Клара*спасает потерпевших кораблекрушение. 1455-60гг. Джованни ди Паоло. Государственный музей, Берлин.

Паоло ди Джованни был современником Веккьетты и Пьетро ди Джованни д'Амброджио, видел их живопись, что-то у них заимствовал, но переводил все заимствования на какой-то архаический язык. Он написал несколько вариантов «Распятия» (1440 г. Сиена, Пинакотека; 1440 г. ц. Сан Пьетро Овиле; Дублин, Нац.галерея) и несколько сцен из жизни Иоанна Крестителя (Чикаго, Художественный институт; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Мюнстер, музей; Авиньон, Пти Пале; Пасадена, Фонд Нортона Саймона), в которых ощущается дух древнего аскетизма. Ди Паоло создал множество разных станковых произведений - в основном это были полиптихи. Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта. Особо следует отметить такие его работы, как «Христос в Гефсиманском саду» (до 1440 г. Ватикан, Пинакотека), «Мадонна умиление» (Сиена, Пинакотека; Бостон, Музей изящных искусств); «Рай» и «Изгнание из рая» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Полиптих» (1445 г.,Флоренция, Уффици), алтарный образ «Св. Николай» (1453 г. Сиена, Пинакотека), «Св. Иероним» (Сиена, Музей собора). Поздние работы художника, например «Полиптих Сан Сильвестро» (1475 г., Сиена, Пинакотека) гораздо менее интересны, чем произведения периода его расцвета — 1440-50х годов.

Photobucket
Миниатюры.1450-е г. Джованни ди Паоло. National Széchényi Library, Будапешт.

Photobucket
Божественная комедия. 1440-е гг. Джованни ди Паоло. Иллюминированный манускрипт. Пергамент.

Photobucket
Божественная комедия. 1440-е гг. Джованни ди Паоло. Пергамент.

Photobucket
Христос в Гефсиманском саду. 1430-35гг Джованни ди Паоло Пинакотека Ватикана, Рим.

Photobucket
Мадонна умиление. 1435г. Джованни ди Паоло Национальная пинакотека, Сиена. Темпера.

Photobucket
Мадонна умиление. 1435г. Джованни ди Паоло Музей изящных искусств, Бостон.

Photobucket
Создание и изгнание из рая. 1445 г. Джованни ди Паоло Музей Метрополитен, Нью-йорк. Темпера по золоту на дереве.

Photobucket
Рай. 1445г. Джованни ди Паоло Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Темпера и золото на холсте, перенесенная с дерева.

Photobucket
Благовещение. 1445г. Джованни ди Паоло Пинакотека Ватикан. Темпера по дереву.

Photobucket
Мадонна с младенцем в окружении святых. 1454г. Джованни ди Паоло Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Темпера по дереву, золотая основа.

Photobucket
Иоанн Креститель в пустыне. 1454г. Джованни ди Паоло Национальная галерея, Лондон. Темпера.

Photobucket
Поклонение волхвов. 1462 г. Джованни ди Паоло Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Темпера и золото по дереву.

Photobucket
Рождество. 1460-е Джованни ди Паоло Музей христианства, Эстергом.

Photobucket
Введение Христа во храм. 1430-е гг. Джованни ди Паоло Метрополитен Музей, Нью-Йорк.

Photobucket
Мистическое причастие святой Екатерины Сиенской. Джованни ди Паоло Метрополитен Музей, Нью-Йорк. Темпера и золото по дереву.

Джованни ди Паоло был уникальным мастером, у которого практически не было последователей.

1. * Святая Клара Ассизская - урождённая Кьяра Оффредуччо (16 июля 1194 − 11 августа 1253) — итальянская святая, одна из первых последователей Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок. Клара родилась старшей дочерью в семье дворянина Фавароне ди Оффредуччо и его жены Ортоланы. Семья Клары была одной из самых богатых и могущественных дворянский семей в Ассизи. Была глубоко тронута проповедью Франциска Ассизского и решила последовать за Христом по примеру Франциска. Убежала из родительского дома - через дверь, в которую выносили умерших - умерла для прежней жизни. Возглавляла основанную ею общину клариссинок около 40 лет. Память в Католической церкви 11 августа.

«Сказание о святой Кларе, деве» повествует о многих чудесах, совершенных св. Кларой. В нем есть рассказ об умножении хлебов и бутылей с маслом, когда в монастыре закончилась пища. Но самое известное свое чудо Клара совершила в сентябре 1240 года, в пятницу, когда в монастырскую обитель ворвались сарацины и Клара отразила атаку,явив врагам освященную Го-
стию. Согласно легенде, в конце жизни ее здоровье сильно пошатнулось и она уже не могла принимать участие в мессе. Однако изображение мессы волшебным образом отражалось на стене ее кельи. Поэтому она считается покровительницей телефона, телеграфа, телевидения и телевизионных сценаристов.

PS от das_gift

Несмотря на обещанный архаизм и мистицизм и мое к ним относительное пристрастие, Джованни ди Паоло меня не задел, не затронул и струны души не поколебал - сработал, видимо, не раз читанный эффект "гоголевского Портрета" - сработал на идентичных мадоннах, и мне уже хотелось пройти мимо, поставить галочку и перейти к следующему в длинной очереди - если бы не острые нездешние, тревожные крылья херувимов в "Мистическом причастии святой Клары", а также Дантова, всеми читанная-перечитанная, рисованная–перерисованная, несмешная комедия – они изменили мое намерение. И восприятие. Плоско, очевидно, пространство или забито до отказа или странно пустынно - но удивительно волшебно – волшебством средневековой сказки – пусть страшной, пусть непонятной, среди реторт, свечей и суеверий - но именно странной сказки – не трогайте мистику - наслаждайтесь волшебством. Драконы охраняют вход в город, а гномы крадут первенцев – это оттуда. Это - Джованни ди Паоло. Полюбуйтесь на этот роскошный "Комедийный" фолиант - а рай иллюстировал Веккьетта! - о нем расскажу потом.
Смотрите это иллюминированный манускрипт постранично и восхищайтесь! - он достоин - das_gift.
Ссылка на манускрипт.

?

Log in